Новые экспозиции в московском музее образования, от наших читателей
Приглашаем вас посетить вновь открывшиеся экспозиции, предварительно записавшись на них по телефону 8-495-951-50-33. Московский музей образования находится по адресу: ул. Вишняковский пер., 12, возле станций метро Павелецкая (кольцевая), Новокузнецкая и Третьяковская.
С учетом профиля музея главное внимание уделяется обычаям и обрядам, связанным с рождением и взрослением человека в традиционных этнокультурах, с особенностями воспитания и обучения девочек и мальчиков в них. Сюда входят игры, приобщение к хозяйственной деятельности и пр. (этнопедагогический подход). В экспозиции представлены четыре типа колыбелей: кавказская колыбель-качалка «ванька-встанька», русская зыбка на жерди-очепе (качается вверх-вниз), эвенкийская колыбель, навьюченная на макет оленя, татарская колыска (качается из стороны в сторону).В каждую колыбель уложена кукла-малыш, снаряженная так, как это было принято в соответствующих этнокультурах. Рядом с малышом находятся традиционные игрушки-погремушки из природных и подручных материалов: высушенного горла птицы, мочевого пузыря животного, деревянных катушек и пр. Показ вхождения ребенка в этнокультуру позволяет проводить знакомство с данной этнокультурой в различных ее проявлениях: бытовая утварь, макеты жилищ, одежда и пр. Велика роль фольклора. На базе новой экспозиции планируется продолжить заложенную в 2005 году традицию проведения мастер-классов для учителей и школьников по освоению элементов культуры народов России и мира, занятий этнокультурного клуба для старшеклассников «Диалог», конференций, викторин, конкурсов…
Экспозиции были созданы с целью формирования у московских школьников, других категорий москвичей и гостей столицы мотивации к изучению и сохранению природного и этнокультурного разнообразия России и мира, общероссийской гражданской идентичности и солидарности.
Школа 21 века опирается на последние достижения науки и техники. В разделе экспозиции «Космические технологии в школе» рассказывается о способах проведения мониторинга Земли из космоса и о возможности создания космической лаборатории в стенах школы. В музее находится станция приема и обработки космической информации «Алиса СК», предоставленная Информационно-технологическим центром «СканЭкс», позволяющая наблюдать Землю из космоса в реальном времени. Совместно с сотрудниками Центра СканЭкс, педагогами и студентами Московского института геодезии и картографии нами была разработана интерактивная экскурсия для учащихся средних и старших классов. Поскольку станция размещена в том же помещении, что и экспозиционный блок «кочевая школа народов севера», экскурсия построена, в основном, на материалах северных регионов.
Школу 21 века называют ШКОЛОЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. По представлениям древних, словосочетание «устойчивое развитие» можно обозначить как сумму чисел «4» и «3» (число движения, число постоянства) и расшифровать его как «движение вперед при сохранении постоянства». Кочевая школа, опирающаяся на традиции и одновременно стремящаяся идти в ногу со временем, выступает как одна из моделей такой школы. В ней уроки по освоению компьютерных технологий чередуются с уроками по освоению традиционных знаний (уроки предков), используются разнообразные формы и методы обучения, такие как: модульное обучение, тьюторство, кейсовые технологии. Чрезвычайно востребовано дистанционное обучение. Дело, конечно, затратное, но и преимущества налицо.
Экспозиция «Улицы Москвы, зовущие в дорогу: этнокультурное путешествие по России и не только…» сменила созданную в 2005 году экспозицию «Такие разные и такие похожие» и продолжает ее концептуальную линию. Она помогает посетителям совершить увлекательное путешествие на север, юг, запад и восток Российской Федерации. На север страны их приглашают улицы, расположенные на севере Москвы: Кольская, Таймырская, Чукотский проезд и пр., на юг России – улицы, расположенные на юге Москвы: Кавказский бульвар, Черноморский бульвар и т.д., на восток – улицы восточных округов российской столицы – Алтайская, Сахалинская и др., на запад – улицы западных округов московского мегаполиса: Можайская, Рузская и пр. Деление экспозиции на четыре блока связано, во-первых, с расположением российских регионов по сторонам света относительно Москвы, а во-вторых, с принятой в отечественной этнологии классификацией народов РФ по историко-этнографическим областям: центр Русской равнины; Урало-Поволжье; Север, Сибирь и Дальний Восток РФ; Кавказ. Читая названия улиц на баннерах, разглядывая экспонаты и слушая экскурсовода, посетители путешествуют одновременно в пространстве и во времени.
Елена Найденова, заведующая лабораторией народоведения и межкультурной коммуникации Кафедры ЮНЕСКО МИОО http://raipon.info/
Следующая экспозиция, носящая название «Школа 21 века: от традиционной культуры до высоких технологий» состоит из двух блоков: «Кочевая школа народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и «Космические технологии в школе». В 21 веке качественное образование предполагается сделать доступным каждому человеку, поэтому школа стремиться быть гибкой, приспособленной к условиям жизни различных социальных групп. Именно таким учреждением намерена стать кочевая школа на севере, передвигающаяся вслед за оленями и оленеводами. В отличие от интерната она позволяет не разлучать детей и родителей. Экспозиция рассказывает об особенностях обучения детей в кочевом образовательном учреждении. Посетители музея, прежде всего малыши, через игровые уроки знакомятся с жизнью северян-оленеводов, зверобоев, охотников, рыболовов. Они осваивают элементы традиционных спортивных состязаний народов севера – перетягивание палки и другие. Ощутить момент присутствия на уроке в необычном классе всем пришедшим помогает видеоролик, отснятый коллективом педагогов и учащихся кочевой школы села Усть-Нюкжа Амурской области по заказу музея и лаборатории (директор школы – Э.В. Бреев). На ролике ребята-кочевники, приглашают посетителей музея в кочевую школу-палатку, в результате чего те попадают прямо на занятие.
Источник: http://ieust.ru